История города Истра

Истра и Истринский район – динамично развивающаяся административная единица Московской области, крупный экономический и культурный центр. Истра – это не только Подмосковье. Истра – это город со своей историей и культурным наследием.

Древние поселения и древние жители

История заселения Истринского края уходит в седую древность. Когда в этих местах впервые поселились люди, специалистами еще не установлено. Известно, однако, что в пределах нынешней территории Московской области древнейшие люди обитали уже 25 тысяч лет тому назад. С конца 4 до середины 2 тысячелетия до н.э. в лесной полосе европейской части страны жили представители так называемой ямочно-гребенчатой культуры.

Это были племена охотников и рыболовов, селившиеся, как правило, по берегам рек и озер. Жили они в небольших, круглых в плане и углубленных в землю жилищах. На местах их стоянок при раскопках обнаружены каменные и костяные орудия, керамика, украшения.

Позже здесь прошли миграционные волны различных народов: европеоидов и монголоидов – представителей больших, основных рас человечества, а также балты, заселявшие в первом тысячелетии н.э. территорию от Юго-Западной Прибалтики до Верхнего Приднепровья и бассейна Оки. Около трех тысяч лет тому назад на берегах р. Истры появились племена Меря и Весь. На протяжении многих веков, в результате взаимовлияния культур этих народов, постепенно складывалась местная дословянская культура. Славяне Вятичи начали появляться здесь полторы тысячи лет тому назад из среднего Приднепровья. Также, постепенно, на протяжении нескольких тысячелетий складывались этнические корни тех, кто издавна жил на Истриской земле.

Истринская земля в XVI – XVII вв.

Об истории нашего края до середины 16 в. Можно судить по духовным грамотам (завещаниям) великих князей, разрозненным актам дворянского и монастырского землевладения и по очень ценной и подробной разъезжей (межевой) грамоте Ивана III. (1504 г.)

В завещании Ивана Калиты, которое прежние исследователи относили к 1328 г., а сейчас принято датировать примерно 1339 г., уже встречаются такие названия, как Сурожик, Мушкова Гора, Бели, с. Луциньское (позже Лучинское), Тростна, Нигуча и Скирминовское.

В духовной грамоте царя Ивана VI Грозного (1572) также указываются Сурожик и Лучинское, которые должны были перейти к его старшему сыну.

В XV-XVI вв. край был уже в значительной степени обжит. Везде находились мелкие деревушки; они встречались даже там, где сейчас шумят обширные леса. Так, множество деревень существовало на севере Деньковского округа, не мало селений отмечено и на пространстве между д. Кострово и территорией Одинцовского района. Под новую деревню рубился лес и выжигался подлесок, золой удобрялась скудная здесь почва. После оскудения земли урожаем, очередного морового поветрия и других бедствий, деревня исчезала, превращалась в пустошь. В большинстве пашня и сенокосы на пустоше продолжали обрабатываться, за нею сохранялся владелец. И лишь относительно небольшая часть пустошей превращалась в «порозжие» земли, которыми не владел никто.

Замысел патриарха

Как свидетельствуют акты Иверского Свято Озерского Монастыря, 3 ноября 1655 г. Для Иверского Монастыря Патриархом Никоном куплена у Романа Боборыкина «в Московском уезде, в Горетове, да в Сурожском Стане, село Воскресенское, что была деревня Саватово, на речке, на Песочне, да пустая деревня Мокрушино, на той же речке Песочне, на большой на Волотской дороге, да деревня Котельниково, что на речке на Истре, да деревня Рычково, а Кречково тож, с пустошми». 3 июня 1656 г. Была оформлена купчая грамота на покупку с. Воскресенского.

Покупка этой вотчины, с. Воскресенского, послужила началом основания Воскресенского Ново-Иерусалимского Монастыря.

Место, выбранное для обители, представляла собой, полукруглый, полуостров, огибаемый, течением р. Истры, а посреди этой дуги располагалась довольно правильная возвышенность полукруглого вида, покрытая густым лесом, ограниченная с севера высоким и крутым берегом, с запада и юга скатами, а с востока пригорком.

Первоначальное место для монастыря было очищено от леса; южная покатость возвышенности была сравнена с природным северным берегом, для чего вокруг полуострова западной и южной стороны ископали речку (названную Золотушкой) и полученную землю возили на полуостров для выравнивания верхней его площади.

К осени следующего 1657 г. монастырь практически был возведен: собиралась братия, кельи и монастырские службы поставлены, построена деревянная церковь Воскресения Христова и освящена в присутствии Государя с синклитом.

В течение лета 1658 г. в 150ти саженях от монастыря, на берегу р. Истры был построен скит, или отходная пустынь, одна из первых каменных построек Нового Иерусалима, представлявшая собой небольшой четырхстолпный храм Богоявления Господня и примыкавшие с запада двухэтажные палаты с парадным крыльцом на второй этаж.

За одной лето 1665 года вокруг строившегося собора был возведен деревянный «город» с восемью башнями, четырьмя воротами, брусяной церковью «на градской стене» во имя Трех Святителей. Эти же мастера построили кельи для Патриарха, больничные, вырыли пруд. Перед Святыми Вратами поставили гостиницу для приезжих, конюшенный двор, сушила.

Замысел Патриарха Никона о Новом Иерусалиме не удалось осуществить во всей полноте. По мере устроения Воскресенского монастыря соотнесение Российской Палестины с первообразом становятся все более условно-символическим. В XIX в. мы уже не видим топографического соответствия окрестностей монастыря с первообразом. С. Никулино именуется с. Скудельничим; березовая роща к юго-западу от обители – Урииным садом, а к северо-западу Гефсиманским садом; ручей, обтекающий монастырский холм, - потоком Кердон, дуб на его берегу – Мамврийским; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной, а с восточной – Юделью плача; источники на северо-западном и северном склоне монастырского холма получили соответственно названия Силоамская купель и кладезь Самарянки; роща в двух верстах от монастыря именовалась Рамской; сохранились названия, данные Патриархом, - Иордан, Фавор, Елеон.

Возникновение города. Воскресенск до середины XIX в.
К 1764 г. монастырю принадлежали многие селения в его окрестностях: Вознесенское (бывшая д. Котельниково), Рычково, Никулино, Андреевское, Небогатково, Троицкое, Санниково, Буньково, Котерево и др. В этом году произошла секуляризация монастырских земель, жители селений перешли в категорию экономических крестьян, которые обладали относительной личной свободой, в частности, в выборе характера занятий.

В 1787 г. во время территориально-административной реформы с. Вознесенское было преобразовано в г. Воскресенск. Решение о преобразовании села в город пришло не сразу. Имелись в виду и другие варианты образования в этом месте нового уезда и его центра. Так, в Российском государственном военно-историческом архиве имеется карта конца XVIII в., на которой показан «Вновь назначенный уезд» с центром не в Воскресенске, а в с. Еремееве. В то время Еремеево было крупным селом и вместе с с-цом Алексином и д. Подпорино, Лисавино, Адуевцево принадлежало Коллегии Экономии. В целом, в этой бывшей вотчине Вознесенского Московского девичьего монастыря в 80-е гг.XVIII в. Числилось 119 крестьянских дворов и проживало 915 человек. Село находилось на равном удалении от двух трактов – из Москвы в Волоколамск и из Москвы в Клин. Новый уезд планировалось составить «из частей Московского, Рузского, Дмитровского и Звенигородского уездов» . Но, вероятно, решение в пользу Воскресенска было сделано в связи с тем, что по численности населения он в два раза превосходил Еремеево и через него непосредственно проходило несколько важнейших дорог – на Москву, Волоколамск, Клин и Звенигород. При этом сыграло роль и то, что на территории Воскресенска находился Ново-Иерусалимский монастырь, который был не только крупным центром православия, но и крепостью. Наконец, будущий город располагался при слиянии различных рек и речек, в то время как Еремеево находится в верховьях мелких ручьев, что могло создать трудности с питьевой водой.

Был учрежден герб г. Воскресенска: в его верхней части – герб Москвы (Георгий Победоносец, поражающий крылатого дракона), в нижней – «золотое солнце в голубом поле, яко принятый всеобщий знак, означающий имя сего города». Сияющее солнце с человеческим лицом и многочисленными отходящими от него радиальным лучами, раскрывало суть названия «Воскресенск», как города возрождения, воскрешения. Воскресенск стал центром Воскресенского уезда, на территории которого находились 138 государственных и 364 помещичьих сел и деревень.

На главной площади, которая имела овальную, точнее, восьмиугольную форму, размещались: в центре – часовня, присутственные места, дома городничего, казначея и уездного землемера, полиция, почта. Рядом с площадью находились «постоялые домы», для приезжих купцов и богомольцев. В южной и отчасти в центральной части города находились скотобойни и мясные ряды, пивоварни, хлебные ряды и молочные лавки, площадь для продажи сена и дров, кузнецы и конюшенный двор.

Число жителей г. Воскресенска в 1787 г. достигло 1008 человек. Из 135 домов города 70 принадлежали мещанам, 27 церковнослужителям, 20 купцам, 11 разночинцам и 7 дворянам. Среди городских сословий основную массу составляли мещане, служители монастыря, местной церкви и купцы. Представители последнего сословия из-за отсутствия сколько-нибудь крупных капиталов смыкались, по существу, с сословием мещан. В городе имелись 10 лавок, 9 кузниц и питейный дом. Для богомольцев были построены: гостиный дом, два деревянных флигеля, а внутри монастыря – гостиница и странноприимный дом. Жители города занимались, в основном, земледелием, мелкой торговлей и «мастерствами» – печным, кузнечным, гончарным, штукатурным и живописным. Часть из них прирабатывала тем, что содержала для приезжих богомольцев постоялые дворы. В Воскресенске работали две гончарные мастерские и один кирпичный завод.

Воскресенск в XIX – начале XX вв.
В 1805 г. тщанием горожан в Воскресенске была построена новая каменная Вознесенская церковь взамен ветхой деревянной, построенной еще при Патриархе Никоне. В 1812 г. произошло вторжение наполеоновских войск, но горожане, создав отряды самообороны, воспрепятствовали французским мародерам проникнуть в город.

Статус города почти не изменил внутреннего уклада жизни Воскресенска. На протяжении конца XVIII – середины XIX вв. его жители занимались земледелием, огородничеством, хлебной торговлей и ремеслами. С начала XIX в. ремесленничество стало приходить в упадок, поскольку основные работы по строительству монастыря завершились. К 1849 г. в городе было 27 ремесленников-мастеров и 13 подмастерьев, в 1855 г. осталось 16 ремесленников. Изменились и виды ремесел, теперь они были связаны с потребностями жителей города. Стали преобладать кузнецы, портные и сапожники. В целом же Воскресенск оставался мещанско-купеческим городом. Жизнь которого во многом зависела от притока богомольцев, стекавшихся сюда со всех концов России.

Город по-прежнему привлекал к себе, прежде всего богомольцев Нового Иерусалима. Но добраться даже из Москвы до Воскресенска было непросто. Использовались три пути: от станции Крюково Николаевской железной дороги (это дорога была очень скверной), через Звенигород и по Волоколамскому тракту.

К началу XX в. Город оставался тихим и непромышленным, но с прокладкой Московско-Виндавской железной дороги ситуация резко изменилась. Сразу стала сказываться близость Воскресенска к первопрестольной. Центром Воскресенска оставалась Торговая площадь. Здесь стояли здания Городской думы, мужского начального училища, торговых рядов. В праздники на площади устраивали ярмарки.

Большая Крестовская улица получила имя от Крестовой (Елеонской) часовни на горе Елеон, она соединяла Дворянскую улицу с Торговой площадью. На ней стояли церковь Вознесения и женское начальное училище, где в начале 1880-х гг. работал Иван Павлович Чехов, брат писателя. Эти здания были разрушены в войну. Сейчас на их месте завод «Углемаш» и Дом культуры.

За Вознесенской церковью находилась Вознесенская улица, от нее к реке шел Вознесенский переулок. Была улица Садовая, ныне улица Морозова. Часть нынешней улицы Ленина, что от площади до Платформы Истра, называлась Звенигородкой улицей. Еще были улицы: Московская (ныне улица 15 лет Комсомола), Волоколамская, Нагорная, Пушечная (иначе Пушечная гора).

Октябрьская революция. Закрытие монастыря. НЭП. 1930-е гг.
Падение монархии в России, Февральская и Октябрьская революции нее были отмечены в каре, как и во многих провинциальных уездах страны, какими-либо особыми событиями. Смена власти произошла здесь мирным путем. 1 ноября 1917 г. решением Звенигороского революционного комитета в Воскресенске была установлена советская власть. Решение это было подкреплено прибытием в город рабочих отрядов с Дедовской мануфактуры и фабрики Попова, а также солдат 195-го запасного пехотного полка из Павловской Слободы. Городом стал руководить ревком из трех человек. Значительную роль в установлении советской власти в Звенигородском уезде сыграли Я.П. Морозов, Н.В. Рябкин, А.П. Шнырев и А.П. Щеголев. В 1925 г. их именами были названы четыре улицы Воскресенска.

Вскоре после революции большевики приступили к закрытию Нового Иерусалима. Уже в начале 1918 г. властями Звенигородского уезда была реквизированы скотный двор и дрова в Рамской роще на речке Песочне, принадлежавшие монастырю, затем подверглись отчуждению монастырские сады и пчельник, позже – монастырская гостиница.

Местный монастырь, именуемый Новый Иерусалим, целиком со всем имуществом и штатом описан и взят на учет. Местным отделом социального обеспечения там устроены богадельня и ясли, для чего приспособлены помещения бывших епископов.

К 1924 г. в Воскресенске сформировались основные органы городского и уездного управления. В состав Уездного исполнительного комитета входили 6 структур: секретариат президиума, общий отдел, уездное земельное управление, уездное управление милиции, уездный финансовый отдел и информационно-статистическое бюро.

В эти годы активно формировались фонды Воскресенской городской библиотеки имени А.П. Чехова, в основном за счет книг, конфискованных в помещичьих имениях. К 1926 г. библиотека имела около 14 тыс. книг. В городском театре ставились пьесы по произведениям А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н.В. Гоголя и А.М. Горького.

В 1920 г. в стенах монастыря обосновался историко-краеведческий музей. На монастырских воротах укрепили доску, сохранившуюся в экспозиции музея до сих пор. Текст на ней гласит: «Великая русская революция передала Ново-Иерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником всероссийского значения».

В 1930-е гг. стал утверждаться взгляд на православные храмы лишь как на памятники архитектуры, но велика заслуга работников Истринского музея в их изучении. Другим направлением деятельности музея были археологические раскопки. Изучались кустарные промыслы, особенно д. Максимовка – гнездо воскресенских гончаров.

В 1929 г. была образована Московская область, Воскресенский уезд стал районом и был уменьшен в размерах. В него полностью вошли Павловская, Лучинская, почти полностью Еремеевская волости, а также часть Никольской и Пятницкой волостей.

Воскресенский уезд превратился в район, разделившийся на два: Воскресенский и Новопетровский. В 1930 г. Воскресенск был переименован в Истру. В 1931 г. приступили к созданию Истринского водохранилища.

В 1930-е гг. город был уже почти в значительной степени благоустроен, оставаясь по преимуществу застроенным частными домиками. Было замощено большинство главных улиц, но некоторые, например, ул. Щеголева, еще оставались без покрытия. Большинство жителей работали в Москве или рядом с Москвой.

Центром города оставалась бывшая Торговая площадь, переименованная в честь Революции. Половина ее была занята молодым сквером. В угловом доме помещался районный исполком, рядом с ним – сберкасса, отделение Госбанка.

Истра являлась в те годы одним из красивейших подмосковных городов. Обилие зелени, холмистые, поросшие лесами берега рек, чистых воздух, здоровый климат, архитектурные памятники – все это привлекало множество отдыхающих и туристов.

Истринцы в Великой Отечественной Войне. 1914-1945 гг. Послевоенные годы.
Почти все свидетели сходятся на том, что к середине 1930-х материальный уровень жизни снова повысился. В стране возрождался патриотизм. Снова заговорили о славном прошлом России, Бородинской битве, Суворове, Минине и Пожарском. Казалось, должна была, наконец, прийти эпоха стабильности покоя. Но надвигалась великая Отечественная Война, нарушившая мирное течение жизни.

Тяжелые испытания выпали на долю жителей района и города в годы Великой Отечественной Войны. В первые 10 дней войны из района на фронт ушло более 10 тыс. человек.

На территорию района противник прорвался 18 ноября 1941 г. 26 ноября и 78-я стрелковая дивизия вынуждена была перейти на правый берег Истры. Наши войска заняли оборону в самом городе и на его северной и южной окраинах у д. Рычково и Трусово. В течение двух дней – 25 и 26 ноября в городе шли непрерывные и ожесточенные бои. Немцы подвергли Истру непрерывному артиллерийскому обстрелу и ударам с воздуха. Город был сожжен почти дотла. 27 ноября противник полностью захватил город.

Фашисты разъезжали по городу на патрульных мотоциклах. На стенах оставшихся стоять домов, они повесили объявления со свастикой, в которых призывали к «новому порядку и сотрудничеству», на улицах звучала чужая речь. Большинство лишившихся своего крова людей жили в оврагах на окраине города, лесах, землянках и палатках.

Утром 11 декабря после массированной артиллерийской подготовки начался бой за Истру. В освобождении города принимали участие 9-я гвардейская стрелковая дивизия, недавно оборонявшая город, и отдельные части 18-й стрелковой дивизии и 17-й танковой бригады. Немцы не выдержали натиска наших войск и, понеся большие потери, отступили на правый берег реки Истры. К исходу дня город был освобожден. Истра была первым городом, который освободили советские войска в ходе контрнаступления под Москвой.

Всю зиму 1941 г. и весну 1942 г. хоронили найденных в лесах и в сожженных деревнях трупы воинов и мирных жителей района. Многочисленные памятники стоят на местах братских захоронений на всей Истринской земле.

Истра медленно вставала из руин. В 1943 г. Г. М. Данилов писал: «Город до сих пор еще носит страшные следы опустошения. Стоят коробки лучших зданий, одиноко поднимаются высокие трубы, улицы сплошь заросли травой и бурьяном. Но город не мертв. Он полон жизни…»

Возрождение монастыря.
Вскоре после изгнания немцев, в 1943 г., произвели обмер уцелевших частей собора под руководством А. В. Щусева.

После войны было потепление в отношениях между Церковью и государством. В Истринском районе действовали три храма: Покровско-Рубцовский, на Троицком погосте и Покровский храм на территории Обушковского сельсовета. Во всех трех храмах организовали сбор средств на восстановление монастыря. В банк потекли крупные суммы, но вдруг поток иссяк. Как выяснилось, приходы получили приказание прекратить сборы, т.к. развалины монастыря были переданы (а лучше сказать оставлены) областному историко-краеведческому музею.

Областной музей смог открыть свои залы в 1959 г. В 60-70-е гг. посетители уже могли любоваться обширными экспозициями, развернутыми в архимандричьих и трапезных палатах. Здесь были представлены документы, позволяющие проследить историю восстановления монастыря из руин, многочисленные предметы изобразительного искусства XVIII-XIX вв. К сожалению, своды трапезного храма были покрыты неуместной росписью под ночное небо с лучами военных прожекторов.

Долгие годы музей «Новый Иерусалим» возглавлял Василий Фролович Нижегородов. В 1990-е гг. его сменила Надежда Тимофеевна Трутнева. С 2001 года музей возглавляет Наталья Алексеевна Абакумова, которая верит в то, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон трудности в жизни музея и монастыря будет преодолеваться.

Реставрация всероссийской святыни отнюдь не закончена. Новый Иерусалим должен быть возрожден.

Объявления
No Ads!